Цвета в полиграфии
В полиграфии цвета отличаются от привычных нашему глазу. Дизайнер работает не с семью цветами радуги, а с гораздо большим количеством оттенков. Их разнообразие и грамотное сочетание позволяют создать идеальную картинку — красивую, естественную, комфортную для восприятия.
Отображение цветов на экране
При работе над макетом будущего изображения на компьютере мы имеем дело с аддитивным спектром. Так называется тип визуального восприятия при очень ярком освещении. Если солнечного или искусственного света слишком много, наше цветовосприятие сильно искажается. Лучи, смешиваясь с цветами предметов при избыточном освещении, создают чистый черный цвет. Это можно наблюдать, если открыть глаза при ультрафиолетовом освещении.
Получить новые оттенки очень просто: достаточно смешать в разных пропорциях и сочетаниях базовые цвета. Этот принцип хорошо известен всем художникам. В аддитивной системе смешиваются три базовых цвета — красный (red), зеленый (green) и синий (blue). Если создавать картинку на экране, следуя этому принципу, мы получим изображение в формате КЗС, или RGB. В названии зашифрована аббревиатура, обозначающая эти три цвета.
Существуют также субтрактивные оттенки — они формируются при смешении базовых цветов: голубого (cyan), пурпурного (magenta) и желтого (yellow). Эта модель цветопередачи называется CMYK, где буква К означает «black» — черный.
Особенности работы с полиграфической продукцией
Человеческий глаз воспринимает картинку в RGB спектре, а в полиграфии применяется схема CMYK. Поэтому для производства печатной продукции используется особая технология — «цветоделение».
При подаче макета в печать применяется только формат CMYK — это обязательное технологическое требование. Когда виртуальное изображение переносится на твердый носитель, рисунок последовательно обрабатывается цветовыми пластинами. В зависимости от порядка нанесения слоев краски на бумаге получится тот или иной оттенок.
Для получения качественного изображения необходимо соблюдать ряд условий: качество краски и бумаги, исправность техники.
Чем больше плотность поверхности, тем выше качество цветопередачи и насыщеннее оттенки. Газетная бумага — пористая, тонкая, поглощает много типографской краски. Иллюстрации получаются искаженными, поэтому газеты обычно печатаются на дешевой бумаге в черно-белом формате. Для передачи полноцветного изображения применяется офсетная бумага, причем ее ассортимент предусматривает и бюджетные варианты.
Если вы хотите добиться высококачественной цветопередачи, следует использовать плотную мелованную бумагу. Чтобы усилить цветовую гамму, применяют метод глянцевания — он делает поверхность приятной на глаз и на ощупь. По такой технологии обычно печатаются журналы. Если нужно избежать бликов, используют матовую бумагу. Она максимально точно передает оттенки, не имеет блеска. Картинка получается яркой, естественной, красочной.
Наша типография использует схему CMYK при цифровой и офсетной печати.